Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда

Оценка деятельности по выполнению требований охраны труда в организации

Оценка деятельности организации по обеспечению охраны труда и выполнению требований охраны труда является важнейшим элементом всей работы по охране труда. В настоящее время необычайно распространено мнение, что главным критерием успеха в работе по охране труда является отсутствие в организации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. С формальной точки зрения цель охраны труда достигнута, но о качестве работы по охране труда в организации это ничего не говорит. 

К сожалению, есть много видов деятельности, при которых можно ничего не делать по охране труда и не иметь «неприятностей». Но еще больше видов деятельности, где только ежедневная планомерная работа по охране труда с весомыми затратами трудовых, материальных и финансовых средств позволяет удерживать аварийность, травматизм и профессиональную заболеваемость на относительно низком (для реально существующей технологии) «социально приемлемом» уровне.

 

Но, если провозглашены «нулевые» критерии успеха, то их будут обеспечивать любой ценой. Не секрет, что не афишируемая, но широко применяемая практика состоит в сокрытии всего, что только можно сокрыть в охране труда, ибо такая практика (несмотря на ее аморальность) реально снижает «плохие» показатели по производственному травматизму и профессиональной заболеваемости.

 

Сегодня необходимо развивать совершенно другой подход, подход, основанный на оценке выполнения (по степени приоритетности) намеченных мероприятий по охране труда, на включение в них хотя бы минимума обязательных важнейших элементов. 

Элементы организации работы по охране труда в организации

К минимально необходимым важнейшим элементам организации работы по охране труда в организации относятся:

  1. Наличие системы управления охраной труда или как минимум – Положения о распределении функциональных обязанностей по охране труда между работниками и особенно между должностными лицами.
  2. Наличие раздела по охране труда в должностных инструкциях, а также инструкций по охране труда на рабочих местах и на виды работ.
  3. Проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) как меры по идентификации опасностей и профессиональных рисков.
  4. Проведение инструктажей и других видов обучения по охране труда.
  5. Обеспечение работников требуемыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
  6. Ведение документации по охране труда.
  7. Наличие института уполномоченных (доверенных) лиц.
  8. Наличие специалиста (службы) охраны труда.
  9. Обязательное страхование работников в ФСС России.
  10. Прохождение работниками положенных медосмотров.

Оценка элементов системы управления охраны труда

Руководство Международной организации труда (МОТ) по вопросу системы управления охраной труда рекомендует, чтобы оценка элементов системы управления охраны труда в организации, или их подсистем, в зависимости от целесообразности охватывала:

  • Политику по охране труда (стратегические цели).
  • Участие работников в работе по охране труда (наличие комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц, коллективного договора с соглашением по охране труда.
  • Обязанности и ответственность (наличие в должностных инструкциях раздела по охране труда для должностных лиц).
  • Компетентность и подготовку по охране труда персонала (включая все виды обучения и проверки знаний).
  • Документацию системы управления охраной труда.
  • Передачу и обмен информацией (сверху вниз и снизу вверх).
  • Планирование, развитие и осуществление  системы управления охраной труда (СУОТ).
  • Предупредительные и регулирующие меры (технического и организационного характера по защите от опасных и вредных производственных факторов.
  • Управление изменениями в системе управления охраной труда (СУОТ), связанными с изменениями в технологическом процессе или оборудовании и приеме на работу нового персонала.
  • Предупреждение аварийных ситуаций, готовность к ним и реагирование.
  • Снабжение СИЗ и сертифицированным оборудованием, маркированными веществами и т.п.
  • Подрядные работы (заключение договора с подрядчиками по разделу ответственности в аварийных ситуациях, по обязательствам подрядчика соблюдать требования СУОТ основной организации).
  • Мониторинг исполнения и оценку результативности намеченных мероприятий по охране труда.
  • Расследование связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охране здоровья
  • Организацию контроля и проверок/аудита системы управления охраной труда (СУОТ).
  • Анализ эффективности систему управления охраной труда (СУОТ) руководством.
  • Предупредительные и корректирующие действия по совершенствованию работы по охране труда.
  • Непрерывное совершенствование всей системы управления охраной труда (СУОТ).
  • Любые другие цели и объекты проверки/аудита, в зависимости от целесообразности. 

Поэтому при глобальной проверке работы по охране труда должно быть определено являются ли осуществляемые элементы системы управления охраны труда или их подсистемы:

  1. Эффективными для осуществления политики и целей организации по охране труда.
  2. Эффективными для содействия полному участию работников.
  3. Реагирующими на оценку результативности деятельности по охране труда и предыдущих проверок/аудитов.
  4. Обеспечивающими организации достижение соответствия с относящимися к делу национальными законами и правилами.
  5. Достигающими цели непрерывного совершенствования и передового опыта по охране труда.

При этом проверка должен проводиться компетентными, не связанными с проверяемой деятельностью лицами, работающими или не работающими в организации.

 

Анализ эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством должен:

  • Оценить общую стратегию системы управления охраной труда для определения достижимости запланированных целей деятельности.
  • Оценить способность системы управления охраной труда удовлетворять общие потребности организации и ее заинтересованных сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля.
  • Оценить необходимость изменения системы управления охраной труда, включая политику и цели по охране труда.
  • Определить, какие действия необходимы для своевременного устранения недостатков, включая приспособление других сторон управленческой структуры организации и оценки результативности исполнения.
  • Обеспечить обратную связь, включая определение приоритетов, в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
  • Оценить прогресс в достижении целей организации по охране труда и энергичность корректирующих действий.
  • Оценить эффективность действий, намеченных при предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством. 

Анализ эффективности системы управления охраной труда (СУОТ) руководством должен учитывать:

  1. Результаты расследования связанных с работой травм, ухудшений здоровья, болезней и инцидентов, а также непрерывного контроля за исполнением и оценки результативности; аудиторской деятельности.
  2. Дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут повлиять на систему управления охраной труда.

Результаты и выводы проверки системы управления охраной труда организации

Важно, чтобы результаты и выводы проверки были доведены до лиц, ответственных за корректирующие мероприятия. Это позволяет реально использовать результаты аудита для совершенствования системы управления охраной труда (СУОТ). Поскольку вся организация работ по охране труда распределяется среди всех руководителей, и большая доля этой ответственности лежит на первом руководителе, то необходимо, чтобы высшее руководство организации периодически оценивало результативность принятых решений и вносило, при необходимости, коррективы.

 

Директоры, главные инженеры структурных подразделений, а также главный инженер или генеральный директор крупного предприятия должны не реже одного раза в квартал на совещаниях главных специалистов, начальников цехов, служб, либо на техническом совете, заседании постоянно действующей комиссии по охране труда с участием профсоюзного органа:

  • Подводить итоги работы в области охраны труда за истекший период, ход выполнения планов, плановых мероприятий по охране труда.
  • Рассматривать результаты проверок.
  • Рассматривать состояние травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности и другие вопросы охраны труда.
  • Заслушивать информацию начальников цехов, участков, отделов, служб, давать оценку работы руководителей по этим вопросам, намечать меры по ее улучшению.
  • Заслушивать предложения о поощрении структурных подразделений, длительное время работающих без травматизма и нарушений правил и норм охраны труда, а также соответствующие предложения о дисциплинарной ответственности, о соответствии занимаемой должности лиц, допустивших грубые нарушения правил и норм по охране труда.

Обсуждение вопросов и принятие решений оформляется протоколом совещания (техсовета, заседания) и является обязательным к исполнению. В необходимых случаях по организации издается приказ.

 

Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда руководством должны быть документально зафиксированы и официально доведены до сведения:

  1. Лиц, ответственных за конкретный элемент (элементы) системы управления охраной труда, с тем чтобы они могли принять соответствующие меры.  
  2. Комитета по охране труда, работников и их представителей.

Для многих организаций такой анализ может готовиться один раз в год к общему подведению итогов работы. При этом производится разработка (уточнение) основных направлений политики организации по охране труда.

 

В принципе, частоту и масштаб периодических анализов эффективности системы управления охраной труда работодателем или лицом, обладающим наибольшей ответственностью, следует определять в соответствии с потребностями и условиями деятельности организации.